top of page

«Конфискация имущества в результате военных действий не относится к страховому случаю». Отвечает ли перевозчик за потерю груза в Украине?

На днях Совет ЕС принял решение не пропускать на территорию Евросоюза автотранспорт индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных в Беларуси и России, которые везут коммерческие грузы. И это не единственное проблемное направление для отечественных грузоперевозок. Если в сторону ЕС невозможно въехать, то из Украины для ряда белорусских перевозчиков невозможно вернуть свой груз, оказавшийся на этой территории на момент начала войны. «Про бизнес» узнал у адвоката Минской городской коллегии адвокатов Сергея Хмылко, есть ли у белорусских транспортных компаний возможность вернуть свой груз и кто в принципе будет признан ответственным за утерю груза за границей.


— Вопросы с перевозкой грузов белорусскими перевозчиками по территории Украины и иных стран Европы регулируются как общими нормами международного договора, так и специальными нормами законодательства стран, по которым осуществляется перевозка.

С точки зрения общих норм перевозка регулируется Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.1956 (далее — КДПГ).

Базовый принцип ответственности изложен в п. 2 ст. 17 КДПГ и звучит следующим образом:

перевозчик освобождается от ответственности за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, произошедшие в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его доставкой, а также за задержку доставки, если утрата груза, его повреждение или задержка произошли по причине противоправного деяния или халатности заявителя; вследствие распоряжений последнего, данных по причине иной, нежели противоправное деяние или халатность со стороны перевозчика; какого-либо дефекта самого груза или обстоятельств, избежать которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить.Бремя доказывания того, что утрата груза, его повреждение или задержка были вызваны обстоятельствами, указанными в пункте 2 статьи 17, возлагается на перевозчика (ст. 18).

Таким образом, для освобождения перевозчика от ответственности перед собственником груза (заказчиком, получателем) необходимо доказать, что груз не доставлен по обстоятельствам, избежать или предотвратить которые перевозчик не в состоянии.


Оценка таких обстоятельств производится в каждом конкретном случае в зависимости от ситуации.


Comments


bottom of page